https://www.zakon.kz/4915172-spetsialisty-v-sfere-bezopasnosti.html
В Казахстане впервые за годы независимости создана уникальная площадка по взаимодействию представителей самых загадочных профессий в виде общественного объединения профессионалов корпоративной безопасности и детективной деятельности «Калкан». О том, для чего нужно такое объединение, и чем оно будет заниматься, корреспонденту Zakon.kz рассказали председатель этого объединения Рустам Мирзабаев, директор агентства по коммерческой безопасности Андрей Крикнин, специалист по информационной безопасности Игорь Чернов.
Р.Мирзабаев: Идея такого объединения у нас возникла лет 5 назад. У нас рынок по оказанию услуг по безопасности, он достаточно большой, делится на несколько секторов: охранная деятельность, телохранители, техническое обеспечение безопасности, экономическая безопасность, юридические услуги, внутренняя безопасность, информационная и кибербезопасность. Вся эта деятельность на рынке Казахстана не имеет общих регламентов и структурирования. Все они работают в рамках своей бизнес-структуры, у каждого свои требования, свои внутренние регламенты. Никакого взаимодействия между ними нет.
— Для чего нужно такое взаимодействие?
И.Чернов: Наши эксперты объехали практически всю страну и работали со многими службами безопасности средних и крупных компаний – от Актау до Усть-Каменогорска. Мы увидели, что практически все службы безопасности варятся в собственном соку. Если они не сталкиваются с какой-то новой проблемой, то они ее просто не рассматривают. Начинают рассматривать уже, когда она произошла, и когда негативные последствия от этой угрозы уже наступили.
Нам нужна площадка, на которой, прежде всего, можно было эти угрозы изучить, проанализировать, отследить, обобщить информацию и дать рекомендации службам безопасности, как с этими угрозами бороться и противостоять.
Подобные площадки есть во многих странах, как ближнего зарубежья, так и дальнего. Недавно к нам приезжал специалист из Америки. Он рассказывал, что подобные организации у них есть практически в каждом штате, а на федеральном уровне их несколько. В России их больше десятка, на Украине тоже. Более того, во многих таких организациях есть свои СМИ узкопрофессиональные, в которых они публикуют всю необходимую информацию. У нас же до недавнего времени не было ни такой площадки, ни тем более подобного ресурса.
А. Крикнин: Одна из наших целей – это распространение наилучших практик обеспечения безопасности, унификация служб безопасности, определенная стандартизация, обмен информацией между службами безопасности по трендам, угрозам.
— Давайте подробнее остановимся на существующих угрозах…
И.Чернов: В принципе угрозы эти известны, что-то подобное уже где-то было, если не у нас, то в других странах, но наши службы безопасности просто об этом не знают, так как нет обмена информацией. И одна из задач нашей организации – как раз обмен информацией о существующих угрозах и методах противостояния им.
Р. Мирзабаев: Достаточно показателен пример по ритейлерам. В России, например, создали единую базу, в которой службы безопасности торговых центров и супермаркетов делятся информацией по ворам. Если он где-то в одном месте засветился, приходит в другой супермаркет, его там уже на входе определяют и нейтрализуют.
А.Крикнин: Например, появилась группа мошенников в банковской сфере, в ввиду отсутствия подобной организации службы безопасности с большим трудом идут на общение друг с другом, сводят его к минимуму, скованные какими-то обязательствами и внутренними инструкциями. Хотя, на самом деле, способы совершения мошенничества в банковской сфере постоянно совершенствуют и оттачиваются. Если службы безопасности будут делиться между собой такой информацией, в том числе о лицах, то, безусловно, это положительно скажется на уровне правопорядка и безопасности самих банков.
— Ваши первые шаги, с чего начинаете свою деятельность?
Р. Мирзабаев: Свою работу мы начали с привлечения единомышленников и коллег, которые хотят улучшить свои знания, регламентировать свои знания, обмениваться опытом.
Наши эксперты уже начали работу по анализу существующих угроз в каждом секторе. Свой анализ, свои заключения мы планируем распространять в СМИ. В дальнейшем мы планируем проводить конференции по безопасности, на которые будем приглашать специалистов не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Также планируем проводить обучающие семинары, приглашать и взаимодействовать с представителями государственных органов: Минюста, МВД, КНБ, Генпрокуратуры. Обсуждать с ними, что и как можно узаконить, информацию по идущим нарушениям и т.п.
И. Чернов: Сейчас у всех на слуху кибербезопасность: взломы, хищения данных и т.д. Не секрет, что наши правоохранительные органы не совсем готовы и не имеют достаточного опыта в раскрытии таких преступлений, но это же касается и компаний, которые тоже не имеют достаточного опыта в противодействии таким посягательствам. Собрав представителей компаний и правоохранительных органов на свои мероприятия, мы будем делиться своими знаниями и опытом в борьбе с именной этой угрозой.
— Может ли ваша организация выходить с законодательными инициативами, предлагать какие-то изменения в законодательство?
И. Чернов: У нас в уставе предусмотрена такая задача. В частности, например, по закону о детективной деятельности.
— Давайте остановимся на этом поподробнее. По каким регламентам у нас работают детективы, в каких сферах наиболее востребованы эти специалисты, и есть ли они вообще в стране? Об их деятельности практически ничего не известно.
А. Крикнин: Задача детектива – это защита законных интересов физических лиц, либо предприятий. Еще на заре независимости республики президентом было сказано, что то, что не запрещено, то разрешено. И детективная деятельность в республике де-факто существует. Это не столько слежка, сколько поиск имущества, которым завладели мошенническим путем, или неисполнение гражданских обязательств, поиск должников, поиск лиц, пропавших без вести. Не секрет, что правоохранительные органы не всегда имеют возможность заниматься конкретным делом для конкретного человека. У них очень огромная загруженность.
Либо для них это малозначительный факт, когда, например, муж ушел из дома и не вернулся, правоохранительные органы могут посчитать, что он загулял и т.д. А детектив может проверить это действительно так или человек попал в беду.
— А поиском неверных жен и мужей наши детективы занимаются?
А. Крикнин: Теоретически да, но это не настолько востребованная услуга.
— Так все-таки, какими нормативами руководствуются детективы в своей деятельности, ведь закона о детективной деятельности в стране нет?
Р. Мирзабаев: Законодательством республики, у нас достаточно существующих норм для такой деятельности: Конституция, гражданское право, уголовное законодательство, закон об ОРД, Кодекс об адмправонарушениях и другие НПА, регламентирующие жизнь нашего общества. Они стараются в своей деятельности не выходить за рамки закона.
Детективы оказывают содействие в безопасности представителям малого и среднего бизнеса – тем, кто не имеет возможности держать штатного сотрудника по безопасности, но нуждаются в этом.
Проведение каких-то внутренних расследований внутри компании. Например, происходит какое-то происшествие: хищение, кража, изготовление контрафактной продукции – это большая проблема для наших производственных компаний. Это реально востребованные услуги.
И. Чернов: Но тут, действительно, есть определенные проблемы. Человек не может зарегистрироваться как частный детектив и соответственно продвигать свои услуги в тех же СМИ. И поэтому оборот в этой сфере полностью теневой. С легализацией частных детективов это все перейдет в легальное русло. Люди будут зарабатывать, и платить налоги, легально заключать договоры на выполнение своих услуг. Обоюдная выгода: и люди легализуют свою деятельность, и государство получит налоги от нее.
А. Крикнин: Еще одна проблема заключается в том, что в настоящее время собранные детективом доказательства не могут быть признанными официально. Если законодательство отрегулирует эту деятельность, то собранные доказательства могут быть учтены при проведении предварительного расследования, в суде, где детектив сможет выступать в качестве свидетеля.
Кроме того, детектив получит право обращаться с запросами в государственные органы, в коммерческие предприятия.
Ко мне, например, недавно обращался житель Украины, живший ранее в Казахстане, учился в школе в Атырау, у него там случилась первая любовь. И вот в 64 года он решил ее найти. Приложив определенные усилия, мы ее нашли, человек был несказанно счастлив.
Р. Миразабаев: В принципе детективная деятельность может регламентироваться действующим законодательством, возможно, стоит дать детективам больше прав в проведении расследований, закрепить это какими-то нормами и вообще отойти от термина «детектив». Такого же мнения придерживаются и наши украинские коллеги. Давно пора отойти от образа Шерлока Холмса или Эркуля Пуаро, в наше время детектив – это фрилансер-безопасник, частный расследователь. Он помогает не только гражданам, но и правоохранительным органам.
Лариса Черненко, Алматы.